Бычак — нож каждого карачаевца

(о КАРАЧАЕ, КАРАЧАЕВЦАХ, карачаевском ноже и немного об АПСУА ХУЗБА — абхазском ноже)

Многие слышали или побывали на замечательных курортах Карачаево-Черкессии: Теберде, Домбае, Архызе.

 

В советские времена это был рай для альпинистов (альплагеря Домбай, Алибек, Узун-кол), горных туристов и просто отдыхающих (через Теберду и Домбай проходил знаменитый 43 всесоюзный маршрут из Кавказских Минеральных вод в Сухуми). В течение года здесь проходило более 5 миллионов человек. В настоящее время по известным причинам количество туристов значительно уменьшилось (по крайне мере, в летнее время), но с каждым годом возрастает количество лыжников на Домбае и в Архызе, несмотря на то, что стоимость отдыха зимой в Домбае сравнима с таковым в Швейцарских Альпах.

Карачаево-Черкессия расположена вдоль северных склонов Главного Кавказского Хребта к западу от Эльбруса до Краснодарского края. С другой стороны хребта находится Абхазия и Сванетия.

Высшей точкой является одна из вершин Эльбруса, расположенного на границе Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии, затем следует Домбай-Ульген (4046 м).

На фото в центре — Главный Домбай-Ульген, левее — Малый Домбай:

Помещенные ниже фотографии помогут Вам представить всю красоту природы этого края:

                                    

История населения

Карачаево-Черкессия — многонациональная республика. По переписи 1979 и 2002 годов состав следующий (в тыс чел):

  1979  
Всего 370  
Карачаевцы 109  
Русские 166  
Черкеcсы 34  
Абазины 24  
Ногайцы 12  

 

Народ Численность в 2010 году,
человек (*)
Численность в 2002 году,
человек (*)
Карачаевцы  194 324 (41,0 %) 169 198 (38,5 %)
Русские  150 025 (31,6 %) 147 878 (33,6 %)
Черкесы  56 466 (11,9 %) 49 591 (11,3 %)
Абазины  36 919 (7,8 %) 32 346 (7,4 %)
Ногайцы  15 654 (3,3 %) 14 873 (3,4 %)
Осетины  3 142 3 333
Армяне  2 737 3 197
Украинцы  1 990 3 331
Татары  1 696 2 021
Греки  1 276 1 349
Лица, не назвавшие национальность  3 499 88
показаны народы c численностью более 1000 человек

Всего на 2010 год - 480 тыс человек

 Несмотря на иногда возникающее напряжение между карачаевцами и черкесами, республика по сравнению с остальным Кавказом довольно спокойная.

Поскольку целью настоящего обзора является карачаевский бычак, остановимся на карачаевском нарoде чуть подробнее. История возникновения карачаевцев как этноса и заселение ими верховьев Кубани очень запутана и неочевидная, что можно объяснить тем, что на момент первого гарантированного упоминания карачаевцев (начало 18, может быть конец 17 века) их было всего несколько тысяч человек (по разным источникам от 2 до 10 тысяч, наиболее достоверные данные на 1830-1840 годы — около 25 тысяч человек).

Первоначально они появились в современной балкарии примерно в 1639-1640 годах после ухода из Крыма (кстати, в Крыму имеется озеро КАРАСУ или КАРАЧАЙ, где, видимо и проживали предки карачаевцев –чоготайцы или, по-русски, половцы (кипчаки) и расселились там по ущельям , где уже жили балкарцы( так, можно встретить название безенгийцы, чегемцы). И уже оттуда, после ряда охотничьих походов, ряд семей решило переселиться в верховья Кубани , основав там аул Карт-Джюрт (старое место). Преданья говорят, что к этому месту они присматривались несколько лет, пытаясь там сеять ячмень и на зиму возвращаясь в Балкарию.  И решились на переселения только после получения хорших урожаев ячменя

Язык и у карачаевцев и у балкарцев тюркский, отличия совсем мизерные (в мягком или твердом произношении согласных звуков) так что понятно, что это близкородственные народы, учитывая общность обычаев.

По вероисповеданию карачаевцы — мусульмане–сунниты. Следующим карачаевским аулом после Карт-Джюрта стал аул Хурзук, выше по течению Кубани. В Тебердинском ущелье первые поселения появились в 1860-1870 годах: аул Тебердинский или Ожаевский (ныне Верхняя Теберда) и Кара-кул-кабакъ (Сенты или Нижняя Теберда).

В древние времена — начале нашей эры — через Тебердинскую долину проходил торговый путь к Черному морю — сейчас это Военно-Сухумская дорога, которая постепенно восстанавливается и есть надежда, что в ближайщем будущем из Теберды в Сухуми можно будет попасть за несколько часов (на фотографиях видна часть дороги около Клухорского озера).

 

Видимо, в 8-11 веках этот путь пользовался большой популярностью и в долинах Теберды, Кубани и Архыза были выстроены христианские храмы по византийскому образцу (ныне существуют: Сенты в Нижней Теберде, Шаон под Карачаевском и храмовый комплекс в Нижнем Азхызе, по Теберде есть еще ряд разрушенных фундаментов). Все они датируются 9-11 веками и считаются постройками аланов — народа, населяющего эти земли вплоть до 14 века. Аланы были христианами и храмы, видимо, принадлежали к грузинской епархии.

Некоторые авторы считают, что в районе Архыза был центр Алании, или, по крайне мере, крупный город.

   

Карачаевцы в массе своей довольно добродушный и работящий (особенно женщины) народ и им есть чем гордиться — так в начале века в каждом приличном ресторане Санкт-Петербурга и Москвы присутствовали блюда из черного карачаевского барашка с непревзойденным вкусом (в настоящее время этой породы в Карачае не существует — последнее стадо утеряно во время войны, правда имеется ресторан во Франции, который владеет стадом этой породы, но делиться они не собираются). Современная карачаевская баранина тоже замечательная, но как мне говорили старики, разница имеется.

Любой человек, побывавший в Карачае и попробовавший вкус айрана, уже никогда его не забудет.

С Карачаем связан и другой всем нам известный молочный напиток — кефир.

В начале века хозяин Московской молочно-гастрономической фирмы Баландов отправил на Кавказ в Карачай своего доверенного сотрудника — двадцатилетнюю красавицу Ирину Сахарову с целью добыть рецепт производства кефира (слухи о котором уже достигли Москвы). Непонятно, о чем думал взрослый мужик, отправляя на Кавказ молодую девицу, но Ирина рьяно взялась за дело. Приехав в Кисловодск и выяснив, кто является производителем кефира, она вместе с несколькими сопровождающими отпрвилась к крупному поставщику молока и сыра Бекмурзе Байчорову в надежде получить у него заветные кефирные грибки.

Байчоров принял гостью с кавказским гостеприимством но делиться секретами не спешил. И когда Ирина моталась по аулам, на нее напали и увезли к Байчорову. Он извинился перед ней за горский обычай похищать невест и предложил ей руку и сердце. Но российская красавица замуж не хотела. Она хотела кефирный грибок. Страсти начали накаляться, но тут появились жандармы, приведенные сопровождающими Ирину людьми и Байчоров был арестован.

Во время суда судья предложил им помириться и Ирина согласилась… в обмен на грибки. Спустя некоторое время в Москве появился изготовленный Ириной Сахаровой кефир.

В Карачае живет много народностей и все они ладят друг с другом (по крайне мере так было до последнего времени).

Всем известна дружба в начале 20 века предводителя Карачаевского народа Ислама Крымшамхалова с осетином, поэтом и просветителем Костой Хетагуровым, русскими художником Ярошенко и промышленником Александром Утяковым.

Ислам Крымшамхалов:

Ислам Крымшамхалов с семьей: двоюродный брат, сестра Фатима, мачеха Гошаях и жена Софья:

А.П. Утяков в карачаевской одежде:

Коста Хетагуров с Ниной Утяковой:

Несмотря на красивейшие места, жизнь карачаевцев была очень тяжелой. Это сейчас Теберда и Домбай — центры туризма, а сто пятьдесят лет назад эти красивые места были никому из соседних племен не нужны (может поэтому карачаевцам и удалось там поселиться). В то время главной политической и военной силой в тех местах были кабардинцы.

Основными занятиями карачаевцев были — овцеводство (отгонное), разведение крупного рогатого скота (в меньшей степени), из сельского хозяйства сеяли кукурузу и ячмень, охота (в лесах водились медведи, олени, зубры (последнего убили в 1925 году), в горах — туры, косули, улары. C середины 19 века перестали охотится на кабанов, коих было множество. Грибы тоже не собирали. В реках было полно рыбы (форель-пеструшка). Собирали малину и землянику. Несмотря на обилие дичи, охотится могли далеко не все и подавляющая часть населения жила очень бедно. Каменных домов не строили, обычным делом считался деревянный сруб с земляной крышей и узкой дверью, без печки (такие еще можно увидеть в Хурзуке). В любом случае мясо ели только по большим праздникам.

Нижеприведенные фотографии показывают быт карачаевцев конца 19-начала 20 века.

На фотографии карачаевский мальчуган, уже имеющий свой нож — бычак:

   

Основатель Тебердинского аула (ныне Верхняя Теберда) — Oжай Байчоров с домочадцами:

 

Гоначхир, дорога на Клухорский перевал:

Дорога из Теберды в Домбай (недалеко от Гоначхира):

На некотоых фотографиях у мужчин с левого бока можно увидеть и предмет нaшего дальнейшего обсуждения — карачаевский нож БЫЧАК (правильнее БЫЧАКЪ — «K» должна быть твердой).

Знатные и зажиточные карачаевцы (те, кто имел средства приобрести, а таковых было не более 5%-10%), как и большинство горских народов , носили кинжал — КЪАМА, длиной 50-60 см, но это было боевое оружие и поэтому, как правило, к кинжалу полагался маленький нож — КЕЗЛИК (длина 4-7 см, обух — до 2,5 мм) для еды, бритья и мелких работ. Часто ножны для кинжала и ножа были совместные. Собственно карачаевцы не занимались ковкой кинжалов, а покупали привезенные (как правило, из Дагестана). Стоимость къамы (недорогой, без серебряных украшений)достигала стоимости бычка.

БЫЧАК же имел практически каждый карачаевец, переступивший 10 летний возраст (то есть с того момента как ему могли доверить пасти скот) — на фотографиях видны ножи и у взрослых мужчин и у мальчишек. Носили его с левой стороны, вытаскивая правой рукой, продерживая ножны левой.

В начале 20 века за одного ягненка можно было получить один-два бычака, а в начале 21 века обмен уже равноценный — один ягненок на один бычак (на сегодяшний день три-четыре тысячи рублей). Бычак использовали для забития овец и коров (причем это должен уметь каждый от мала до велика — очень часто корова или овца могла упасть в ущелье или просто подвернуть ногу), разделки мяса (каждый барашек должен разделываться на 24 порции, по суставам — разрубание костей не допускается), изготовления ручек для топоров, вил и кос и других хозяйственных дел как дома так и в горах. Кроме кухни — женщинам бычак не полагался. У них были аналогичные ножи, но тоньше и короче.

Как правило, в ножнах вместе с ножoм находилось еще и шило (мииз), длиной до 10 см, для починки одежды, обуви (карачаевцы носили ЧАБЫР — обувь из сыромятной кожи, внутрь которой клались определенные травы) и конской сбруи (если была лошадь).

Длина лезвия бычака 13-17 см, ширина 20 – 25 см, обух 4 мм.

Рукоять каждый мог сделать сам под свою руку, обычно 12-14 см.

Материал лезвия — углеродка (турецкая или остатки чего-угодно — чаще всего рессор).

Спуски — несильно вогнутые (как правило, — в Тебердинском ущелье обязательно, по Кубанскому мог быть и чистый клин). Вопрос почему на бычаке вогнутые спуски занимал меня довольно долго, но точного ответа я на него так и не получил — «так наши предки делали». Хочу заметить, что если на современных ножах это сделано на точиле, то раньше это все было кованое. Единственное, что могу добавить, что когда я просил стариков показать, как они правят или точат свой бычак, все делали примерно одинаково — как опасную бритву — клали на точильный камень плашмя, чуть может быть приподнимая (на 1–2 мм) обух.

Заточка всегда с двух сторон. Про одностороннюю никто из стариков даже не слышал.

Острие опущено чуть вниз, иногда и лезвие имеет угол 10-12 градусов вниз относительно ручки (или центральной линии)

Материал рукояти — рог (тура, если владелец побогаче, стандартно — барана), кость, дерево. Монтаж — всадной (конец лезвия нагревался и вставлялся в рог или деревяшку), если вставляемый конец имел небольшие размеры (что часто случалось из-за экономии железа), то ставилась заклепка.

Основание клинка (как это видно на фото) зажимается пластиной из цветного металла (латуни — багр(багъыр), меди — джез, ну и говорят, что были (??) и из золота — алтын), концы которой заворачиваются назад на рукоять под углом 35–45°, что препятствует растрескиванию рукояти и еще больще удерживает лезвие. Вся эта конструкция называется БОЮН (с карачаевского — ШЕЯ), то-есть говорят БАГР-БОЮН, ДЖЕЗ-БОЮН и т.д.

Вообще считается, что этот самый боюн — вещь, при наличии которой, любой нож примерно таких размеров, можно рассматривать как разновидность карачаевского БЫЧАКА.

Конструкция ножен видна из нижеприведенных фотографий. Для деревянной вставки использовались как правило липа, береза, осина.

    

В некоторых случаях ножны могли выглядеть следующим образом (см фото ниже), но это делалось владельцем по его желанию и общепринятым не являлось.

Самым старым бычаком, который мне удалось подержать в руках был бычак Ахмата Джуккаева из аула Верхняя Теберда.

   

Этот бычак был сделан кузнецом Закерьей Эбзеевым по заказу отца Ахмата — Исхака Джуккаева в конце 20-х годов прошлого века в пос Верхняя Теберда.

Общая длина — 275мм
Длина лезвия — 165мм
Толщина обуха — 4мм
Рукоять — кость

  

Примерно тех же времен бычак из Хурзука (Кубанское ущелье). Владелец — Тауджигит Хапаев

 

Размеры идентичны, но спуски плоские. Ножны не сохранились.

До войны в Теберде работал известный кузнец Каракиши Чотчаев, который кроме ножей и инвентаря изготовлял и снаряжение для альпинистов (крючья, кошки). Но ничего из его работ найти не удалось.

В конце 19 – начале 20 века большой известностью также пользовались мастера Джумарен Гочияев из Карт-Джурта и Муталиб Джиттоев из Хурзука.

Карачаевцы очень трепетно относятся к своему ножу и очень расстраиваются когда теряют, есть даже поговорка «ТАС БОЛГЪАП БЫЧАКЪНЫ САБЫ АЛТЫН» — дословно «ручка утерянного ножа золотая была», при этом считается вполне допустимым попросить нож у родственника или приятеля для выполнения какой-либо работы и «забыть» его отдать.

В настоящее время очень неплохие ножи ( в том числе и БЫЧАК) делает в Теберде Борис Кипкеев (он же Hand-hand на GUNS.RU), в Хурзуке — Тауджигит Хапаев.

Тауджигит Хапаев

Борис Кипкеев (Handhand) (Теберда)

    

Если Борис Кипкеев трудится в Теберде, то совсем рядом, в Домбае, изготовляет отличные ножи Рамазан Текеев (Ramtek 7 на Guns.ru).

 

Борис Кипкеев и Рамазан Текеев в Домбае:

Ниже представлены ножи Рамазана Текеева:

    

Клинок Х12МФ, небольшая линза, исполнение очень тщательное, чувствуется, что мастер вкладывает в нож душу.

Кроме использования современных сталей , сегодняшние ножеделательные тенденции не оставили без внимания Карачаево-Черкессию. Так, наряду с традиционными ножами (по типу бычак),появились и вполне современные складные ножи. Их делает мастер Алибек Хубиев в Теберде.

Приятно отметить, что наряду с высоким качеством исполнения, мастеру удалось сохранить некий «шарм» карачаевского бычака — то есть, когда рассматриваешь его складные ножи, понимаешь, что автор из Карачая и, хотя нож складной, родственные связи с бычаком прослеживаются.

Материал лезвия — Х12МФ, обкладки — рог тура, довольно нетривиальное решение замкового механизма.

     

Ниже приведу общие фотографии:

   

Ну и еще. Поскольку мне в руки попали несколько ножей, решил я ими разделать барашку и приготовить что-либо съедобное. Ножи были следующие:

Сверху вниз:
Самоделка, клинок ANSSI 125мм, угдеродка
Бычак Бориса Кипкеева, углеродка У8
Бычак производства Кизляр, сталь Z60


   

Сразу стало понятно, что Кизляр «не тянет», что в общем-то и понятно — и стальку бы получше (я вообще люблю углеродку и избалован разными японцами) и спуски толстоваты, но при всем при этом нож отталкивающего впечатления не производит — и в руке лежит хорошо и работать удобно. Если убрать «хохлому», подправить спуски, сделать ножны цельными, то получится вполне номальный ножик для охоты.

ANNSI и бычак Кипкеева при разделке мяса шли, что называется, «ноздря в ноздрю» . Замечательные ножи!

Но как только дело дошло до резки овощей (лук, зелерь, помидоры), то финский ANNSI вырвался вперед. Что и понятно — спуски и заточка более «правильная» для овощей. После некоторой переточки бычака, оба ножа финишировали одинаково (может быть ANNSI,честно говоря, чуть впереди).

Уже заканчивая этот обзор, мне на глаза попалась фотографии абхазского ножа АПСУА ХУЗБА:

Информацией о нем со мной любезно поделился Виктор Кокарев из Таллинна (aka Stingy на GUNS.RU), кроме того была статья в ПРОРЕЗЕ (номер 4, 2006 г) в которой были приведены варианты конструкции:

Видно, что вариант 1 очень схож с конструкцией БЫЧАКа (про накладной монтаж я лично от карачаевских стариков не слышал, а современные делает Рамазан Текеев)

По сведениям Виктора, обычно нож апсуа хузба имел лезвие 13-25 см и рукоять 11–12 см, клинок в разрезе — ПРОСТОЙ КЛИН (выд мной), толщина обуха не менее 3 мм. Рукоять из рога, часто разноцветная (черная — рог тура, со вставками более светлого рога или кости (олень, бык). Форма ручки ближе к круглой, но все же несколько приплюснута с боков. Ширина ручки и лезвия одинакова, примерно 20–25 мм (так же как и у бычака). Hосится также на левой стороне, извлекается двумя руками. Также как и бычак не имеет ограничителей. В отличие от бычака на торце ручки у апсуа хузба имеется металлическое кольцо, к которому крепится кожаный темляк для помощи при извлечении ножа из ножен.

На некоторых карачаевских бычаках на торце ручки имеется углубление под большой палец, что используется при определенном хвате.

В принципе, размеры ножа определялись владельцем и могли достигать 50 см при ширине до 45 мм. Имеются свидетельства, что апсуа хузба мог иметь одностороннюю заточку (чего никто никогда не слышал о карачаевском ноже).

Еще раз отмечу, что у карачаевцев и балкарцев практически не встречался пластинчатый монтаж (см вариант 2 конструкции абхазского ножа) (По крайне мере старики, с которыми я общался, о таком способе крепления не слышали).

Конструкция ножен примерно одинакова, но у абхазов она более декоративна: на ножнах используются черный, красный и коричневый цвета и обязательным декоративным элементом ножен является орнамент из козеки, которым прошивают ножны (чередование поперечных,диагональных и перекрещивающихся черточек).

Все эти варианты ножей с 2010 года стал выпускать Кизляр. Но зачем-то в дополнение к имеюшимся абхазским апсуа хузба и карачаевскому бычаку появился нож «Карачаевский», отличающийся от абхазского только размерами и отсутствием дола.

 

Сверху вниз: Борис Кипкеев «Бычак», Кизляр «Карачаевский», Кизляр «Бычак», Кизляр «Апсуа хузба» малый, Кизляр «Апсуа хузба» большой.

Смысла появления ножа «Карачаевский» я не понимаю, традиционных корней он не имеет, больших отличий от «бычака» тоже. Так что я думаю, стоит ждать появления осетинского, кабардинского и других похожих ножей.

Ниже приведу фотографии абхазских ножей производства Кизляр: